HomeHomeHome


Программа конференции 2015

Когнитивная наука в Москве:
новые исследования

16 июня 2015 г.

Программа конференции

10:30 — начало регистрации

В этом году будет пять секций каждая продолжительностью 1 час 40 мин.

Демонстрации и мастер-классы (см. расписание) будут продолжаться по 2 часа и проходить параллельно с основной программой конференции.

11:00—12:40. Секция 1.

Познание, память, контроль. Психолингвистика и нейролингвистика. Нейропсихология.

Время размещения постеров: 10:55

Время снятия постеров: 12:45

Доклад
1-01Фомин А.Е. Откуда берутся иллюзии знания: доступность извлечения материала как механизм метакогнитивного мониторинга решения
1-02Тихонов Р.В., Морошкина Н.В. Влияние диадного взаимодействия на применение имплицитных знаний
1-03Гершкович В.А., Ямщинина П.А. Угасает ли эффект дезинформации со временем: исследование на материале задачи выбора
1-04Нелюбов М.И., Гершкович В.А. Ложные воспоминания при поверхностной обработке
1-05Покидышева С.Н., Котов А.А. Соотношение семантики и коннотации в обратной связи при имплицитном и эксплицитном научении
1-06Котов А.А. Эффект временной конкурирующей задачи на разных этапах научения простым и комплексным правилам
1-07Котова Т.Н. Содержания совместного внимания при формировании значения нового слова
1-08Акинина Ю.С., Грабовская М.А., Исаев Д.Ю., Искра Е.В., Иванова М.В., Драгой О.В.
Визуальная сложность психолингвистических стимулов: данные баз «Глагол и действие» и «Существительное и объект»
1-09Толкачева В.А., Крабис А.В., Буклина С.Б., Поддубская А.А., Драгой О.В.
Номинация объектов и действий у пациентов с опухолью головного мозга
1-10Драгой О.В., Власова Р.М., Козинцева Е.Г., Малютина С.А., Акинина Ю.С., Петрушевский А.Г., Федина О.Н., Гутырчик Е.Ф., Иванова М.В.
фМРТ-исследование называния действий при афазии
1-11Крабис А.В., Драгой О.В., Искра Е.В., Бергельсон М.В. Понимание пространственных конструкций здоровыми людьми и пациентами с афазией
1-12Щеголева С.И., Искра Е.В., Акинина Ю.С., Ахутина Т.В., Драгой О.В., Иванова М.В. Разработка, апробация и стандартизация психолингвистического теста на называние действий и объектов: данные нормы и пациентов с афазией
1-13Солоухина О.А., Иванова М.В., Драгой О.В., Акинина Ю.С., Ахутина Т.В.
Разработка и апробация лексико-семантического теста на понимание действий и объектов: данные нормы и испытуемых с афазией
1-14Игнатьев Г.А., Власова Р.М., Акинина Ю.С., Завьялова В.В., Ушаков В.Л., Иванова М.В., Драгой О.В. фМРТ-исследование чтения предложений: эффект контрольного условия
1-15Reyes A.F. Gender differences during word processing elicited by preattentive conditions: Question-linguistic and emotional prosody effects
1-16Султанова А.С., Иванова И.А. Влияние перинатального поражения нервной системы негрубого характера на развитие когнитивной сферы
1-17Матвеева Е.Ю., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Развитие функций произвольной регуляции деятельности у детей 7-9 лет, успешных и испытывающих трудности в обучении (лонгитюдное исследование)
1-18Горина И.С., Степанова О.Б., Рожкова С.С. Узнавание и называние частей тела у детей 7-8 лет в норме и с нарушениями развития



12:50—14:30. Секция 2.

Психолингвистика и нейролингвистика. Нейропсихология. Интерфейс мозг-компьютер. Познание животных. Решение задач.

Время размещения постеров: 12:45

Время снятия постеров: 14:35

Доклад
2-01aMartínez-Ferreiro S., Reyes A.F., Bastiaanse R. Coping with non-fluent aphasia: The role of doubled structures and object clitic substitutions
2-01bReyes A.F., Martínez-Ferreiro S., Bastiaanse R. On the word order controversy and syntactic simplification in expressive agrammatism: Evidence of selective impairment in object clitic transformation, object movement, and both
2-02Белых Т.В., Иголкина Н.И. Индивидуальные различия и особенности окуломоторной активности при восприятии текстов на разных языках
2-03Жондо А.С., Анисимов В.Н., Федорова О.В., Латанов А.В. Движения глаз при чтении предложений с локальной и глобальной синтаксической неоднозначностью
2-04Люсин Д.В., Сысоева Т.А. Аффективная окраска слов русского языка: создание базы данных для исследований переработки аффективной информации
2-05Жукова А.А., Николаева А.Ю., Кравченко А.Н., Прокофьев А.О., Чернышев Б.В., Строганова Т.А. Чем правые слова лучше левых — история обучения смыслу слова воплощена в механизмах обработке его семантики
2-06Кузнецова Л.А., Власова Р.М., Мершина Е.А., Печенкова Е.В. Использование фМРТ покоя для определения локализации зон Брока и Вернике
2-07Коробкова Л.А., Власова Р.М., Синицын В.Е., Печенкова Е.В. Номинация или артикуляция: фМРТ-исследование
2-08Кузева О.В. Развитие автоматизированных серийных движений у младших школьников и их готовность к письму
2-09Зубова Е.А., Ахутина Т.В. Исследование речи детей, успешных и неуспешных в школе, с помощью пробы на ассоциативные ряды
2-10Пронина Е.А., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Влияние состояния функций I блока мозга на выполнение методики RAN/RAS младшими школьниками
2-11Власова Р.М. Избирательное нарушение употребления глаголов и существительных при поражении лобных и височных долей мозга: правило или исключение?
2-12Перепелкина О.С., Васильев А.Н., Либуркина С.П., Ганин И.П., Каплан А.Я. Изучение эффективности освоения пациентами с двигательными нарушениями технологии «Интерфейс мозг-компьютер, основанный на представлении движений» (пилотное исследование)
2-13Шишкин С.Л., Свирин Е.П., Нуждин Ю.О., Федорова А.А., Трофимов А.Г., Слободской-Плюснин Я.Ю., Васильевская А.М., Величковский Б.М. Учитесь ждать! Условно-негативная волна ЭЭГ поможет отдавать команды взглядом?
2-14Перепелкина О.В., Лильп И.Г., Тарасова А.Ю., Голибродо В.А., Полетаева И.И. Изменение когнитивных способностей лабораторных мышей в результате искусственного отбора
2-15Самулеева М.В., Смирнова А.А., Обозова Т.А., Зорина З.А. Исследование формирования отношений симметрии между «знаком» и «обозначаемым» у серых ворон
2-16Бондаренко Нина А. Чему учатся крысы с разной эмоциональной реактивностью в тесте «экстраполяционное избавление»?
2-17Владимиров И.Ю., Секурцева Ю.Г., Чистопольская А.В. Исследование индукции инсайтного решения на примере мыслительных задач перехода из образного формата репрезентации в символьный
2-18Мухутдинова А.О., Спиридонов В.Ф. Связь загрузки рабочей памяти и степени абстрактности задачи



14:40—16:20. Секция 3.

Решение задач. Познание животных. Мозг. Электрофизиология. Нейровизуализация.

Время размещения постеров: 14:35

Время снятия постеров: 16:25

Доклад
3-01Владимиров И.Ю., Ермакова Т.Н. Влияние лингвистических особенностей условий на решение инсайтных задач
3-02Филяева О.В., Коровкин С.Ю. Поведенческие паттерны инсайта
3-03Лебедь А.А., Коровкин С.Ю. Какое полушарие лучше откликается на подсказки. Сравнение инсайтных и рутинных задач
3-04Никифорова О.С., Коровкин С.Ю. Продукция юмора как форма юмористической фасилитации решения инсайтных задач
3-05Савинова А.Д., Коровкин С.Ю. Аналитические и синтетические процессы в инкубации инсайтного решения
3-06Маркина П.Н., Владимиров И.Ю. К вопросу о реальности инсайта: инсатность решения как явление континуальное. Исследование на материале семейства задач Ольссона
3-07Лунева А.Р., Лебедь А.А., Коровкин С.Ю. Влияние модальности и осознанности подсказки на скорость решения инсайтных и комбинаторных задач
3-08Родионова Е.А., Кочевалина М.Ю., Морозова О.В., Когунь Г.А. Использование когнитивных возможностей собак для выявления комплексных летучих маркеров гепатокарциномы из сложной смеси веществ, выделяемой больным животным
3-09Хабарова М.Ю., Воронежская Е.Е., Мельникова В.И., Харченко О.А., Ивашкин Е.Г. Нейромедиаторное программирование «психотипа» на стадии яйцеклетки? Простые нервные модели свидетельствуют
3-10Ивлиева Н.Ю., Ивлиев Д.А. Знаю как: о роли нейронов холинергической и дофаминергической структур головного мозга в двигательном научении
3-11Сахаров Д.А. Нейронная основа мозговых функций: коннектом versus транскриптом
3-12Шестаков Л.С., Веденина В.Ю. Изменчивость акустических сигналов насекомых: роль контекста
3-13Дьяконова В.Е., Коршунова Т.А., Воронцов Д.Д. Влияние двигательной активности на скорость принятия решения в витальной ситуации у улитки
3-14Румшиская А.Д., Власова Р.М., Мершина Е.А., Печенкова Е.В. Эффект повторного сканирования в фМРТ-исследовании: моторные и когнитивные пробы
3-15Верхлютов В.М., Соколов П.А., Ушаков В.Л., Величковский Б.М. Перекрытие крупномасштабных сетей головного мозга человека, регистрируемых фМРТ в состоянии покоя и при выполнении ментальных задач
3-16Stroganova T.A., Butorina A.V., Sysoeva O.V., Prokofyev A.O., Nikolaeva A.Yu., Tsetlin M.M., Orekhova E.V. Modulations of visual gamma oscillation frequency as a biomarker of ASD
3-17Лукоянов М.В. Характеристики минимальных остовных деревьев, постороенных на основе ЭЭГ левшей и правшей в процессе запоминания
3-18Продиус П.А. Отражение корковой регуляции умственной деятельности в поздних компонентах ССП



16:30—18:10. Секция 4.

Восприятие и внимание. Эмоции и лица.

Время размещения постеров: 16:25

Время снятия постеров: 18:15

Доклад
4-01Карнаухова А.Г., Спиридонов В.Ф. Исследование имплицитного научения с помощью синтаксического прайминга
4-02Громов К.Н., Радченко Г.С. Влияние характеристик тональной модуляции на параметры ЭЭГ в контексте искусственных гармонических последовательностей и фрагментов реальных музыкальных произведений
4-03Шепелева Е.А., Валуева Е.А. Роль самооценки и гендерных различий в восприятии позитивной и негативной обратной связи при решении анаграмм
4-04Андриянова Н.В. Изменение иррелевантных параметров задачи как способ коррекции устойчивых ошибок
4-05Горюнова И.Е., Кулиева А.К., Кувалдина М.Б. Влияние экспериментатора и дизайна исследования на замер иллюзии «резиновой руки»
4-06Маршев В.А., Четвериков А.А., Кувалдина М.Б. Могут ли карты яркости предсказать скорость поиска изменения?
4-07Печенкова Е.В., Кувалдина М.Б., Литвинова Л.Д., Румшиская А.Д., Ямщинина П.А., Синицын В.Е. Возможности обнаружения нейрофизиологических коррелятов слепоты по невниманию с помощью фМРТ
4-08Тюрина Н.А., Уточкин И.С. Особенности восприятия зрительных ансамблей в присутствии глубины
4-09Белинская А.А., Уточкин И.С. Статистический модуль в структуре зрительного восприятия
4-10Шурупова М.А., Анисимов В.Н., Красноперов А.В., Латанов А.В. Особенности стратегии зрительного сканирования изображений при просмотре динамических сцен
4-11Новиков Н.А., Брызгалов Д.В., Молчанова Д.В., Чернышев Б.В. Конденсационная задача как экспериментальная модель для исследования индивидуальных особенностей когнитивного контроля
4-12Чернышев Б.В., Лазарев И.Е., Новиков Н.А., Брызгалов Д.В., Хусяинова Г.Р., Молчанова Д.В. При спонтанных сбоях внимания затронут предвнимательный уровень обработки информации
4-13Талалай И.В., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Функциональная организация направленного модально-специфического предвосхищающего внимания: Анализ когерентности альфа-ритма в пространстве источников
4-14Кожухова Ю.А., Люсин Д.В. Эффекты конгруэнтности и комплементарности при восприятии эмоциональных лиц: анализ про- и антисаккад
4-15Awasthi B. Influence of low-level stimulus features on high-level stimulus categorization? Behavioral and neural evidence
4-16Korolkova O.A. Static and dynamic facial expressions probed by visual adaptation
4-17Макаров И.Н., Владимиров И.Ю. Опознание лиц в условиях затрудненного восприятия
4-18Лупенко Е.А. Восприятие индивидуально-психологических характеристик человека по выражению целого и частично открытого лица на примере портретных изображений



18:20—20:00. Секция 5.

Восприятие и внимание. Эмоции и познание. Навыки. Возрастные аспекты.

Время размещения постеров: 18:15

Время снятия постеров: 20:00

Доклад
5-01Исаев А.А., Кувалдина М.Б. Слепота по невниманию в задачах обнаружения и опознания сигнала
5-02Сушинская-Тетерева А.О., Меньшикова Г.Я., Пестун М.В. Особенности формирования пространственных представлений при помощи CAVE технологии виртуальной реальности
5-03Доклад снят с программы
5-04Gordienko E.A., MacInnes W.J. Target motion does not influence on saccadic suppression of target displacement
5-05Москвичев А.К., Карпов А.Д. Реализация и анализ вычислительной модели COVIS
5-06Захаров И.М. Восприятие субъективных (иллюзорных) контуров сложной формы
5-07Кисельников А.А., Рассказова Е.И., Жеймо А.Ю. Нормативная сферическая модель цветоопосредованной интеграции семантических объектов в эмоциональное пространство
5-08Михайлова Е.С., Герасименко Н.Ю., Славуцкая А.В., Крылова М.А., Изъюров И.В. Топография и динамика вызванной активности мозга человека в задаче распознавания ориентации линий
5-09Герасименко Н.Ю., Славуцкая А.В., Михайлова Е.С. Поведенческие характеристики ориентационной чувствительности человека
5-10Литвинова А.С., Ратманова П.О., Напалков Д.А. Произвольное и непроизволное внимание в глазодвигательных задачах: возрастные аспекты
5-11Купцова С.В., Иванова М.В., Петрушевский А.Г., Федина О.Н., Жаворонкова Л.А. Возрастные изменения функционирования мозга у женщин зрелого возраста при выполнении задачи на произвольное переключение внимания
5-12Юдина Т.О., Котова Т.Н. Проявление помогающего поведения в ходе динамики коммуникативного контекста у детей с разным типом привязанности
5-13Балуева О.В., Кравченко Ю.Е. Связь осознания телесных реакций и интенсивности эмоционального отклика на отвратительные и смешные стимулы

5-14Ширяева А.О., Кравченко Ю.Е. Влияние физиологического возбуждения и когнитивной оценки на образование симпатии
5-15Литвинова Л.Д., Власова Р.М., Синицын В.Е., Печенкова Е.В. фМРТ-исследование влияния мнемической задачи на активацию миндалевидного тела при зрительном восприятии фотоизображений
5-16Гершкович В.А., Урих Д.К. Проявление сенсомоторного навыка в условиях «соревновательного стресса»

5-17Дагаев Н.И. Механизмы контроля автоматически активированных моторных репрезентаций

5-18Okorokova E.V., Lebedev M.A., Linderman M., Ossadtchi A. Pen-trace reconstruction of handwriting from electromyography using the Kalman filter

Расписание методических мастер-классов
и демонстрационных стендов

В этом году помимо основной программы будут проходить восемь методических мастер-классов и демонстрационных стендов.

11:00—13:00.

Биологическая обратная связь (БОС)
по инфранизким частотам ЭЭГ

Ольга Роландовна Добрушина, канд. мед. наук, Лечебно-реабилитационный центр, Москва

Все мы знаем, что основная цель нейроученых — это удовлетворение неиссякаемого и неудовлетворимого любопытства. К счастью, побочным продуктом нашей деятельности становятся технологии, полезные не только для нас, но и для человечества. БОС-тренинги по ЭЭГ являются типичным примером такого счастливого стечения обстоятельств. За 140 лет изучения ЭЭГ мы так и не поняли, что это такое, но зато научились успешно использовать ее в практических целях.

В рамках мастер-класса мы поговорим о том, как людям пришла в голову идея тренировать волны головного мозга, что из этого стало получаться и к чему сегодня пришли разные (непримиримые) группы исследователей. Фокус нашего внимания будет направлен на особую область спектра ЭЭГ — инфранизкие частоты, менее 1 мГц. Мы порассуждаем о том, какое отношения эти колебания имеют к саморегуляции нервной системы, а затем разомнем наш мозг, утомленный познанием самого себя, играми с биологической обратной связью.



11:00—13:00.

Трансляционные исследования в психофармакологии:
животное как модель человека

Нина Анатольевна Бондаренко, канд. биол. наук, Фонд «Развите фармакологии эмоционального стресса», Москва

Если все, что вы до сих пор знали о психофармакологии, — это то, что она существует, то на этом стенде у вас наконец-то появится шанс познакомиться с методологией исследований поведения животных, выбором тестов, послушать рассказ о «лабораторном животноводстве». Будут описаны возможности трансляционного подхода на примере теста «экстраполяционное избавление», в том числе будет продемонстрировано проведение теста на реальных лабораторных животных (крысах). Если у вас возникнет желание немедленно начать экспериментировать самостоятельно, ведущий стенда подарит вам пару полюбившихся подопытных для вашей лаборатории (питомник «Столбовая», линия Вистар). Можно также принести своих крыс, если вы хотите повторить предлагаемый эксперимент именно на них.



13:20—15:20.

Настольная и портативная видеоокулографическая аппаратура для когнитивных исследований: опыт практического применения

Дмитрий Валерьевич Захарченко, канд. биол. наук, Лаборатории нейробиологии сна и бодрствования, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Москва

На протяжении последних 5-6 лет российскими научными организациями и учреждениями образования было закуплено значительное количество видеоокулографических систем, однако отсутствие опыта применения таких систем отечественными специалистами и отсутствие специализированного научного ПО значительно затрудняют внедрение видеоокулографии в повсеместную исследовательскую практику.

В рамках мастер-класса будет проведена наглядная демонстрация портативной ай-трекинговой аппаратуры, рассказано о возможностях поставляемых с ней инструментов разработчика (SDK), а также будут описаны прикладные алгоритмы и методы работы с этим оборудованием.

Конкретный список тем для обсуждения может варьироваться в зависимости от интересов и уровня компетентности участников конференции. Основной перечень проблем, на которых планируется сделать акцент:

  1. Регистрация видеоокулографических данных с помощью фирменного ПО ай-трекера и с помощью комплекта инструментов разработчика (SDK). Проблемы при импорте данных в математические программы и их преодоление. Удаление «мусора» из файлов данных без привлечения специального ПО.
  2. Артефакты записи: виды артефактов, причины возникновения, способы удаления, методы частичного восстановления потерянных данных. Возможность использования артефактов в качестве дополнительного источника биологической информации.
  3. Взаимодействие систем регистрации с программами предъявления стимулов. Методы синхронизации данных в режимах on-line и off-line, преимущества и недостатки этих методов.
  4. Ограничения, которые видеоокулографическая аппаратура накладывает на экспериментальную схему.
  5. Обработка видеоокулографических данных. Алгоритмы распознавания окуломоторных реакций. Отечественные и зарубежные литературные источники по проблеме.
  6. Использование биологической обратной связи в ай-трекинговых исследованиях.
  7. Использование ай-трекинговых систем в процессе подготовки научных кадров.
  8. Демонстрация работы бюджетной видеоокулографической системы THEEYETRIBE с системой визуализации движения взгляда по экрану, выполненной на базе комплекта инструментов разработчика (SDK).


13:20—15:20.

МР-анатомия головного мозга для начинающих

Группа функциональной МРТ головного мозга
Центра лучевой диагностики Лечебно-реабилитационного центра, Москва:
Екатерина Васильевна Печенкова, канд. псих. наук,
Роза Михайловна Власова, канд. псих. наук,
Алена Дмитриевна Румшиская,
Рената Исааковна Розовская,
Лаура Александровна Коробкова

Эта демонстрация предназначена для тех, кто читает литературу о мозге, но не имеет опыта работы с изображениями, полученными на МРТ. Мы расскажем об основных типах публикуемых МР-изображений мозга, покажем, как на них находить различные структуры, и дадим вам попробовать проделать это самостоятельно. Также мы покажем, как соотносятся отдельные срезы и трехмерные реконструкции мозга. Если вас интересует, насколько различается строение мозга у разных людей, как можно обобщить результаты нейровизуализации, полученные на разных людях, откуда берутся координаты активации в мозге, которые публикуются в статьях, или почему не на всех изображениях мозга в литературе по МРТ нарисованы борозды и извилины, то приходите — об этом тоже расскажем.



15:40—17:40.

Единая Картотека Участников —
сайт для быстрого набора экспериментальной выборки

Медынцев Алексей Алексеевич, канд. псих. наук, Институт психологии РАН, Москва

Вниманию посетителей будет представлен проект сайта «Единая Картотека Участников». Одной из проблем стоящих перед каждым исследователем, является проблема поиска испытуемых. Единая Картотека Участников — бесплатный ресурс, который даст возможность любому быстро набирать экспериментальную выборку в свое исследование.

Наш сайт позволит:

  • осуществлять поиск испытуемого по заданным параметрам;
  • получать необходимую информацию об испытуемом (его психофизиологических особенностях, «послужном списке» (исследованиях, в которых он участвовал));
  • рассылать приглашения выбранным испытуемым.

На демонстрации будет рассказано о функционале сайта и принципах его работы.



15:40—17:40.

Виртуальная реальность: шлем Oculus Rift

Ольга Сергеевна Перепелкина, МГУ, Москва

Oculus Rift DK2 — один из самых популярных шлемов виртуальной реальности на данный момент. Причинами этой популярности является его невысокая стоимость, простота и легкость использования, а также большое сообщество разработчиков. На демонстрации вы узнаете, какие существуют современные средства погружения в виртуальную реальность, для каких целей используется виртуальная реальность в психологии, а также сможете опробовать на себе шлем Oculus Rift. Будет представлено несколько простых программ, демонстрирующих возможности этого шлема виртуальной реальности.



18:00—20:00.

Иллюзия резиновой руки

Ирина Евгеньевна Горюнова, СПбГУ, Санкт-Петербург;
Ольга Сергеевна Перепелкина, МГУ, Москва

Если вы только читали об иллюзии резиновой руки, то пора испытать ее на себе! А если вообще не знаете, что это такое, то приходите исследовать границы собственной схемы тела. Вы будете удивлены!



18:00—20:00.

Зрительные иллюзии

Игорь Сергеевич Уточкин, канд. псих. наук, ВШЭ;
Екатерина Васильевна Печенкова, канд. псих. наук, CogLab;
Ольга Александровна Королькова, канд. псих. наук, МГППУ;
Елена Сергеевна Горбунова, ВШЭ, Москва

Всякий, кто ездит на такие конференции, как Vision Science Society (VSS) и European Conference for Visual Perception (ECVP), неизбежно становится фанатом конкурсов зрительных иллюзиий и Demo Nights. Ведущие этого стенда не исключение. Мы расскажем вам об итогах конкурса на лучшую иллюзию 2015 года (The Best Illusion of the Year) и некоторых других наших любимых иллюзиях и демонстрациях. И, конечно, самое главное в научных фокусах — сеанс разоблачения, то есть возможные объяснения увиденного.



К основной программе

20:00 — окончание конференции
и объявление итогов конкурсов:
вручение призов слушательских симпатий
и приглашений к публикации в спецвыпуске РЖКН.


Вернуться на главную


©VirtualCogLab